Про Стэндфордский эксперимент и игры

На ММОзге появилась статья Cтэнфордский тюремный эксперимент и наши шансы построить доверяющее сообщество.



Мне никогда не нравился Стэндфордский эксперимент (далее — СЭ). Потому что я не верю, что за очень короткий промежуток времени в лабораторных условиях цивилизованного мира (это все-таки не Дахау) можно сделать из обычных людей откровенных насильников. Все это изначально было очень похоже на то, что «ученые» подогнали эксперимент под нужные результаты.


Кому интересно рекомендую заметку: Три главные теории психологии оказались мистификациями. Зачем ученым это было нужно.

Я согласен с тем, что человека можно сломить и из белого и пушистого кролика сделать жестокого психопата-насильника. Я не специалист в психологии и психиатрии, но учитывая то, что Филип Зимбардо, организатор (хотя правильнее сказать «фальсификатор» СЭ) долгое время являлся очень уважаемым ученым и даже продолжает таким считаться, то вы можете мне верить с тем же шансом 50/50 (либо я прав, либо нет).

Серьезно, Зимбардо до сих пор пишет книжки, ссылаясь на свой СЭ. Процитирую Википедию:

«Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев» (англ. The Lucifer Effect: Understanding How Good People Turn Evil) — книга известного американского социального психолога Филипа Зимбардо, организатора знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента, изданная в 2007 году. Центральное место в книге занимает соотнесение результатов эксперимента с теми событиями, которые имели место в реальных тюрьмах и вооруженных конфликтах (Руанда, Вьетнам и другие).

В своей книге автор не просто приводит причины, толкающие обычных людей на крайнюю жестокость. Одна из центральных идей книги заключается в том, что любой человек может стать героем, способным сопротивляться злу. Кроме того в своей книге Филип Зимбардо излагает программу сопротивления негативному влиянию.


Мне кажется Атрон начитался вот этой дичи и пытается в играх стать героем, который сопротивляется злу. И тут снова подмена понятий.

Даже автор заметки на ММОзге ADireWolf в заголовке говорит с использованием подмены понятий. Он явно пишет «наши шансы построить доверяющее сообщество». Только вот СЭ и эти шансы построить доверяющее сообщество — вещи из разных плоскостей. Даже Дилемма заколюченного ближе к тому, о чем он пытается сказать.

Какую позицию несут адепты культа анти-ПК имени Атрона? Они говорят о том, что их (как некомбатантов) бить в играх нельзя. Что люди, которые занимаются ПК — дьяволы во плоти, так как мешают другим людям (хотя зачем ты при этом идешь в игры с ПК?).

Создается ощущение, что все хотят подстроить мир вокруг под свои идеалы. Но люди разные и смысла строить «доверяющее сообщество» по лекалам, которое несет меньшинство — утопия. Вон Евросоюз пытается быть максимально социальным сообществом. Максимум толерантности ко всем. Людей, которые против этого выступают — гнобят.

Примерно как гнобят людей на ММОзге, если те не смотрят в рот к Атрону.

Доверяющее сообщество возникнет в любом случае после многократных повторяющихся дилемм заключенного (ПДМ). Суть ДМ — если участники А и Б пойдут друг к другу на встречу, то оба выиграют. Об этом в замечательном фильме Игры разума расписано. Но если А «предаст» Б, то он лично выиграет больше, чем если оба пойдут на встречу друг другу.

Если стартовая и конечная точка ДМ — одна, то А попытается с выгодой для себя «предать» участника Б. И наоборот. Живой пример — кач на споте. Спот ограничен в мобах. Для одного игрока А нужно 5 мобов держать. Всего мобов, допустим, 6. Приходит игрок Б и убивает А. После этого А бежит с респа, а Б фармит 5 мобов.

И вот дальше пример ПДМ — игрок А видя игрока Б под мобами сливает его. Игрок Б респается и идет мстить. И так N раз. В итоге вместо кача все получили возню с беготней и ПвП и поняли, что им лучше сосуществовать мирно. Вот оно «доверяющее сообщество», пусть в лице всего двух игроков.

А теперь берем Атрона, который не может ответить ПКшнику Б. Нет, он обгадит его на страницах ММОзга, но никак не помешает игроку Б качаться на споте, игнорируя Атрона. Может ли он повлиять на ПКшера? Да, не обязательно прямым ответным ПК. Он может не продавать игроку Б и его клану ресурсы. Может подговорить всех игроков сервера «нелюбить» игрока Б. Но никогда не будет достигнуто равновесие от того, что Атрон будет сидеть на берегу реки и ждать, что это равновесие Нэша возникнет из ниоткуда.

1 комментарий

ADireWolf
Ох, я как-то пропустил эту заметку.
Насчет названия статьи — это задумывалось как небольшой кликбэйт. Собственно «доверяющее сообщество» обсуждалось в комментариях других статей.

Мне вот тоже всегда казалось что СТЭ — какой-то бред. Поэтому, когда я почитал статью про его опровержение — был очень рад.
И я не совсем анти-ПК, я больше топлю за то, чтобы в игре были какие-то активности для спонтанного объединения игроков, которые не строятся только на ПК. А так, в игре с запретом на ПвП — мне будет скучно 100%. Вот только в классическом «гангбоксе» тоже.
0