Интервью с Forly про школу киберспорта

Мой соклан Владимир Forly последний год занимается тем, что организовывает в г. Краснодар самую настоящую школу по киберспорту. По мне это очень интересная тема, а беседа с Forly только утвердило во мне данное мнение. Интервью получилось интересным. Всем приятного чтения.




Джолли: Вова, привет! Ты сейчас занимаешься школой киберспорта в Краснодаре. Почему перешел в это направление? Какая у тебя должность и в чем заключается твоя роль?

Forly: Привет! Если быть юридически правильными, то «Секция по компьютерному спорту», в которой у меня должность директора и со основателя на данный момент.

Началось все более года назад, когда я плотно общался с владельцем организации SFT eSports, Ярославом Кузнецовым, на предмет привлечения спонсоров в организацию, затронули очень интересную тему, касательно подготовки PRO-игроков (точнее отсутствие как таковой подготовки), и в целом о том, что есть проблема в подготовке кадров. Так и родилась идея «School 753». Которую в апреле этого года мы запустили.

Ваша школа как-то официально зарегистрирована, либо это просто старый добрый компьютерный клуб из 00-х? Может ли ученик получить как-то аттестат или другой диплом о том, что он закончил такую школу?

Вот как раз таки поэтому мы и говорим, что у нас секция:
  1. Киберспорт — это спорт. Значит приходиться ровняться на спортивные секции. Ибо если у нас есть спортивные школы, то это общеобразовательная школа со спортивным уклоном. У нас же принцип именно развивать киберспортивные навыки игрока, а математику и русский пусть в школе учит.
  2. Исходя из первого пункта, понимаем что в спорте нет дипломов, аттестатов. Есть звания, награды, победы и титулы. Все наши ученики ежемесячно участвуют в соревнованиях (что и является лакмусовой бумажкой успешности обучения).
  3. Если уж сравнивать комп.клуб и нашу секцию, то даже не вооруженным взглядом можно увидеть разницу: во-первых расписание занятий (вне занятий или просто посторонних в заведении нет), во-вторых, дисциплина (мат, крики, пиво, сигареты — все к чему мы так привыкли в комп.клубе, у нас вы не увидите), в третьих, в комп. клуб вы приходите играть, у нас же приходят на тренировку.

Хорошо, тогда ставим в рамках интервью знак равенства школа=секция. Каким кибер-дисциплинам у вас учат. Как находите тренеров?

Ооооо, это мега крутой вопрос… На данный момент у нас 2 дисциплины CS:GO, DOTA 2. Ввиду их популярности, а также развитой системе турниров, лиг, дивизионов и т.п.

Касательно тренеров, мы находим не тренеров, а успешных игроков, которые имеют огромный опыт в игре, есть ее понимание, знание принципов и отличий соревновательной части, достаточно развитые коммуникативные навыки. И вот уже из таких игроков мы готовим тренеров. Первое с чего мы начали в нашем проекте, это создание программы обучения, но не по дисциплинам, а именно тренеров. Программу мы писали более полугода, общались с тренерами по футболу, боксу, легкой атлетике, фитнес тренерами, спортивными психологами, массажистами. На основе собранного опыта удалось выстроить систему, как шаблон. И уже когда по этой системе проходит будущий тренер, на выходе у него получается собственная программа обучения, на основе его подхода к игре, его знаний и его акцентов, а также системы контроля и метрики.



Это проверенные дисциплины. Но каждый год появляются новые проекты, в которые для раскрутки вкладывают огромные призовые. Да и для новичков проще условный Overwatch/PUBG изучить, когда этим играм месяцы, а не пытаться найти себя в жестко-конкурентной «контре», где давно уже сформировалось все. Если в спорте обычном можно смело открывать секцию, например, по MMA, зная, что турниры будут идти долго еще, то в компьютерном мире все достаточно скоротечно. Есть ли планы развивать, например, из игроков в КС новых звезд PUBG?


Здесь важно понимать саму модель нашего проекта:
  1. Кибершкола 753 — главная задача секции, дать базовые знания и отличия «геймер vs киберспортсмен», Т.е. научить тренировочному процессу, дисциплине, катать не по фанчику, а ради достижения результата. На данном этапе занятия платные.
  2. Академия SFT — это секция с бесплатными занятиями, куда отбираются лучшие перспективные игроки из кибершколы, т.е. кто подает надежды, и чтобы стимулировать их к тренировкам, мы даем им возможность бесплатного обучения. Иногда даже готовы оплачивать им буткемпы и поездки на турниры в соседние города. Т.е. тут уже мы вкладываемся в их тренировки.
  3. Команды SFT eSports — т.е. сюда уже попадают лучшие из академии, тут уже игроки, на контрактах, получают зарплату, буткемпы по расписанию.

Это полностью прозрачная понятная и простая система подготовки кадров.

В ситуации с новой дисциплиной встает огромная проблема:
  • competitive режим, как таковой не сформирован.
  • невнятные организаторы турниров (привет Fortnite)
  • отсутствие сформированного устойчивого спроса на игроков со стороны организаций.

Но, конечно мы постоянно мониторим ситуацию и как только найдем решения озвученным выше вопросам, запустим другие дисциплины.

Не все йогурты одинаково полезны, также не всем дано стать киберспортсменами. Есть ли отбор при приеме в секцию? Как в вашей секции прощаются с теми кто безнадежен? Или пока платишь деньги — можешь раковать и сливать катки себе и другим?

Красиво сказано, но я задам встречный вопрос. Когда ребенок ходит в секцию по футболу, и тренируется с ребятами, ты как родитель же понимаешь, что очень мал шанс, что он станет новым Рональду или Месси? Верно! Ведь тебе, как родителю, и не важно это. Тебе нужно, чтобы в подростковом возрасте он приобрел важные для себя навыки, которые развивает спорт. В нашем же случае секция ставит перед собой задачи (помимо внутриигровых навыков):
  • развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
  • научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно;
  • Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы.

А как и в любой другой секции, есть старшие группы, младшие группы, так что игроки плюс-минус, всегда на тренировках равны по уровню скилла, знаниям и опыту.



Тем не менее, если спортсмен ходит просиживать штаны, то от этого ничего хорошего ни ему, ни секции, ни родителям. Вряд ли кто-то ходит играть на секцию в футбол и занимается чем-то своим, но из секции его не выгоняют. Почему я акцентирую на это внимание? Просто я считаю, что шанс того, что за деньги родителей подросток просто приходит к вам в школу «катануть дотан» и вести себя токсично выше, чем для секции футбола. Это ж компьютерная игра, чистый фан, это не мячик пинать и потеть на поле.

Дисциплина вообще в спорте очень важна, за опоздания тренер может легко заставить отжиматься или подносить мячи. Как с дисциплиной у вас в школе, заставят ли провинившегося играть только за Пуджа?


Вот ты же сам и ответил на свой вопрос. Чем же наша секция отличается от других? Опоздал — отжимаешься! Выкрикнул мат на противника — за ганг на миду — прямо во время катки — приседаешь раз эдак 20-30, пока вся команда без тебя потеет и тащит катку. Да, дисциплина во главе угла. Более того и домашние задания даем, и разминка в начале тренировки. И во время тренировки — отдых, зарядка для глаз и спины. 😊

Ключевая задача, как раз таки показать и научить разнице между игрой по фану и тренировкой.

И как правило если ученик не тянет, и ему не нравится, они сами отваливаются и перестают ходить. Мы же сами еще никого не выгоняли.




В понимании многих киберспортсмен это толстый очкарик с линзами в пару сантиметров, который мылся последний раз в прошлом году. Как выглядит же в настоящей кибер-школе стандартный ученик? Сколько ему лет, занимается ли он физкультурой или даже спортом параллельно киберспорту? Как ты считаешь, киберспортсмен должен тренироваться если не в зале, то просто поддерживать физическую форму? Или тут все зависит от конкретного человека?

На эту тему у нас есть отличный лайв-стрим «Киберспортсмены в бойцовском клубе ЛЕГИОН». Один из Краснодарских бойцовских клубов предложил нам провести открытую тренировку, а если быть дословными то: «Та чо вы там, приходите мы ваших задротов по татами поелозим»)))

Кто ж из них знал, что большая часть ребят у нас в школе до этого занимались единоборствами: кто-то мастер спорта по рукопашному бою, кто-то призер края по тэквондо, участник битвы воротничков и т.п. В общем занятная была тренировка и веселый вышел лайв-стрим.

Летом мы в целом часто старались проводить спортивные активности: по воскресениям участвовали в спартанских милях (пробежки с активистами из сообщества «СПАРТА»), играли в баскетбол и много чего еще. Конечно очень важно тренировать общую выносливость, стрессоустойчивость, мышечный скелет укреплять.

То есть из толстых в вашей школе только ты? Хотя и тебя вроде подтянули? :)

😃😃😃 — вопрос массы не принципиален, и очень субъективен. Одно знаю точно, ленивых и скучных — точно нет)

Некоторые страны вводят уроки по киберспорту, но это редкость все еще. В основном путь к чемпионству большинство киберспортсменов начинают дома за экраном своего монитора. Как много в России школ подобной вашей, есть ли конкуренты в самом Краснодаре?

Да! за бугром это более развито, и в целом даже в компьютерном клубе, ты всегда можешь на выбор взять нужный тебе девайс любой фирмы (а не те что по умолчанию подключены). Плюс всегда работает штатный тренер (человек, которому ты можешь задать вопрос или спросить совет) типа как в тренажерном зале всегда есть дежурный инструктор.

Касательно же конкуренции в России, очень много онлайн кибершкол, но это совсем другая петрушка. В самом же Краснодаре, после нашего открытия, некоторые комп.клубы тоже решили что у них будет кибершкола. Но если честно пока ни на одних городских соревнованиях я их не видел. Так что пока ждем, что, помимо громких анонсов, у них начнутся тренировки.

Приходят ли в вашу школу рекруты из киберспортивных организаций? Получит ли школа что-то за «продажу» своего ученика в условный m19? Есть ли примеры, когда ваши ученики добивались успехов в своей дисциплине на уровне России или даже мира?

Безусловно, продажа выращенных игроков, это мечта, ну или цель! Мы к этому стремимся! На данный момент слишком рано говорить о достижениях на мировом уровне. Сейчас есть задача начать на постоянной основе занимать первые места на местных турнирах, пока же с переменным успехом ученикам удается в призовые попадать.

А если в целом говорить об известности, то пока самым большим нашим достижением является открытие и подписание в свое время Topias «Topson» Taavitsainen, молодого парня из Финляндии, SFT eSports была его первой организацией, после нас он попал в OG и выиграл international 2018.

Можно ли заработать организовывая кибер-школы или преподавая в них? Или все это во многом на энтузиазме? Выделяет ли деньги государство или местные органы власти? Или все чисто за счет киберспортивной организации, что вас курирует?

В целом на данный момент проект полностью на самоокупаемости, за счет продажи абонементов. Бюджетные (бесплатные группы) на данный момент финансирует киберспортивная организация. Но уже есть коммерческие предложения для рекламодателей и мы активно ведем поиск заинтересованных фирм/лиц/брендов, и в целом есть задача запустить только бесплатные группы обучения. Тренеры получают зарплату, платится аренда, свет, интернет, закупается форма для выступлений на турнирах, оплата участия в турнирах и выезды на них — все это заложено в финансовую модель проекта.

Правильно ли я понимаю, что ты также являешься частью Федерации киберспорта спорта «Киберспорт Краснодар», какова твоя роль в этой организации?

Соучредитель, координатор, организатор. Федерация только начинает свою работу, поэтому пока больше бумажной работы и волокиты, нежели реальных интересных действий, но уже к концу года мы запустим первый набор на курсы судей, чтобы был собственный судейский штаб. И с начала 2019 года начнем работу в полную силу.

Вы проводите турниры в рамках своей федерации, часто ли на них приходят зрители, приходят ли родители? Или на Кубани все это имеет местечковый уровень, где болеют за команды такие же игроки, которые вылетели на предыдущем этапе или ждут своих игр?

Как и любой вид спорта местного уровня, киберспортивные турниры на местном уровне не собирают толпы зрителей. Да, приходят поболеть за родных, друзей, за оппонентов, или просто дождаться награждения. И с этим еще предстоит работать, чтобы сделать турниры более зрелищными, интересными, интерактивными, но первостепенная задача, сделать их более качественными в организационном плане, и исключить все те проблемы что имеются сегодня.



Я не могу разобраться. Есть официальная федерация компьютерного спорта (ФКС) во главе с Дилвишем (Дмитрий Смит). Она подчиняется Министерству спорта. У нее есть региональное отделение — ФКС по Краснодарскому краю. Это не вы?

Нет это не мы. Тут нужно понимать в целом структуру и законодательство. Любая федерация — это некоммерческая организация, вопрос ее аккредитации (как ты сказал «официальности») вопрос поданных заявок министерству спорта, аккредитацию выдают на определенный срок. Так что сегодня это не мы, а завтра…

Во времена первых WCG Россия решила обогнать планету и признала в 2001 году первыми в мире на законодательном уровне киберспорт. Тогда было взято название «Федерация компьютерного спорта России». В 2006 году официальный статус был потерян, а спустя 10 лет его снова вернули. И у вас тоже «Федерация», не слишком ли громкое название? Есть такой анекдот советских времен:
- Можно ли догнать Америку? 
- можно, но перегонять не стоит 
- почему? 
- голый зад будет видно.


И с созданием сразу же Федераций без какого-либо понимания организационной структуры и какой-то реальной работы над приданием статуса потуги от 2001 года мне кажутся слишком уж самобахвальством. Даром что не назвали «Первая межгалактическая киберспортивная федерация» и тд. Не слишком ли много «федераций киберспорта» для 1-го Краснодара?


Да, Краснодар в целом впереди России всей, у нас и кибершкол больше чем в Москве, и федераций)) Главное чтобы работали все, и действительно выполняли свое предназначение, развивали индустрию, помогали игрокам, работали с интеграцией брендов, а не просто пилили деньги из бюджета. Собственно поэтому нам и комфортно работать, мы коммерческая структура, на полной самоокупаемости. Наша задача делать то, что нам нравится, а не устраивать мероприятия ради отчета, чтобы показать популярность. Нам важны реальные результаты.

Не является ли ваша Федерация альтернативой именно из-за того, что Дилвиш и ФКС занимаются больше высокими материями, когда реально спорт нужно поднимать с низов? С открытия спортивных школ в каждом районе. Я говорю не только про киберспорт, тоже самое с секциями и по футболу, хоккею и тд. Именно с низов начинается путь к чемпионству. Да, важны топовые турниры, взаимодействие со спонсорами, с другими странами и тд, но путь снизу хоть и длинее и запутаннее, но в большой перспективе куда более успешный.

Да в целом мы пока единственный простой, понятный, внятный и прозрачный путь в мир компьютерного спорта. К нам приходят домашние задроты и получают полную дорожную карту, как, когда, зачем, после чего они получат первые свои контракты, на что в них надо обратить внимание, как взаимодействовать с новой командой, как строить тренировочный процесс, как работать над ошибками. Год назад, когда мы не могли найти решения, мы решили создать все сами. Как только работа в Краснодаре будет налажена мы начнем масштабировать свой успех, и впереди будут собственные лиги, турниры между кибершколами, сборные кибершкол, поездки по обмену опытом, слеты, саммиты и конференции.

Недавно посмотрел интервью Васи Уткина у Басты, где он сказал, что не считает киберспорт спортом. В этом не было негатива, но для самого известного в России спортивного комментатора киберспорт кажется чем-то параллельным. Считаешь ли ты киберспорт именно спортом?

Да, безусловно! Это спорт во всех его проявлениях. Комментировать слова Уткина не буду, ибо там и так все понятно.
В целом сегодня очень крутая тенденция хайпить на киберспорте. Очень хочется всем подключиться к этому тренду, но так как создать и привнести, что-либо полезное они не могут, начинают хейтить. Собственно стандартный процесс. Ничего нового.

Я в детстве на хорошем уровне занимался фехтованием и тогда постоянно говорили о том, что фехтование не должно быть олимпийским спортом. Дескать, оно не соответствует олимпийским лозунгам «быстрее, выше, сильнее». Хотя я считаю фехтование куда более интересным и драматичным видом спорта, чем, например, прыжки в длину или тот же бег. К киберспорту вообще же многие относятся как к игрушкам для задротов, отделяя его от «настоящего спорта», а потом приходит Алишер Усманов и вкладывает в киберспортивную организацию Virtus.pro 100 миллионов долларов. Не все знают, что сам Усманов занимался фехтованием на шпаге (мастер спорта, даже в сборную СССР входил) и с 2008 года он является бессменным президентом Международной федерации фехтования. Помимо этого он немало вкладывает в развитие фехтования в России и теперь мало кто в России после очередных побед фехтовальщиков и, что особенно приятно, фехтовальщиц на чемпионатах и олимпиадах, говорит о том, что фехтование — это не олимпийский вид спорта.

И вот сейчас ретрограды крутят у виска на тему «Россия первой в мире признала киберспорт спортом» и забывают, что слово «спорт» пошло от французского «despot» («игра», «развлечение»), так что чемпионат по доте2 или контре куда ближе к «спорту», чем бег или метание молота. Есть ли шансы, что в самое ближайшее время (рубеж в 5-10 лет) киберспорт сможет действительно стать спортивной дисциплиной?


Киберспорт — уже спортивная дисциплина, да с кучей вопросов, с не точными данными, не признанная на 100% всеми. Но это полноценный спорт, компьютерный спорт. И здесь тоже очень важно понимать что Компьютерный спорт — это слишком объемное название, здесь каждая отдельная дисциплина, это отдельный вид соревнований. Это как лёгкая атлетика, которая содержит кучу дисциплин. Только вот к сожалению пока все это не до конца структурировано, потому у хейтеров и есть еще шанс подкинуть говна на вентилятор.

У тебя видимо какое-то особое отношение к хейтерам? Неужели столько много людей пытаются вам доказывать, что вы занимаетесь не тем?

По мне это как раз лучшее признание заслуг.


Знаешь, очень увлекательно, когда ты проводишь собеседование с родителями нового ученика, рассказываешь о компьютерном спорте, о нашей секции, о программе обучения, а на следующий день выходит интервью про «ДОКУ 2». Поэтому, ДА, я обожаю хейтеров )))

«Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь.» © Махатма Ганди

Компьютерный спорт победил еще в 2016, дальше просто вопрос роста и развития.

Есть ли призовые в ваших турнирах. Откуда собираются эти деньги и по каким дисциплинам они самые большие? Замечаете ли вы тенденцию резкой волны популярности к киберспорту в мире как со стороны зрителей, так и со стороны спонсоров? Ведь не всем дают 100 миллионов долларов российские олигархи.

На данный момент все призовые это наши финансы, плюс приглашенные партнеры. Резкой волны популярности со стороны спонсоров, нет. Рост есть, но не стихийный, не цунами. С каждым спонсором надо работать индивидуально, искать интересные интеграции. Плюс все таки мы только в начале своего пути, поэтому более конкретно на этот вопрос я буду рад ответить через полгода или год)

Тогда тот же вопрос в целом по стране, в рамках твоего видения.

Да, конечно в более масштабном плане, развивается все семимильными шагами. Как и положено растут и организаторы, растет персонал, который создает все эти ивенты, растет и количество спонсоров. А значит зрителям интересней это смотреть, как и все более сильные команды подтягиваются к участию. Хотя СНГ уже достаточно давно очень качество умеет создавать международные ивенты (привет «Эпицентр»), которые по продакшену очень сильны. Но в целом стоит понимать что есть и проблемы, которые пока не решаются очень просто, допустим в целом стоимость рекламной интеграции для русскоязычной аудитории дешевле, чем для Европейской или Американской, я думаю многие об этом знаю на примерах оплаты рекламы в ютубе. А расходы, как правило, плюс-минус такие же. Хотя именно сферу турниров это мало затрагивает, Все же это больше относится к самим организациям, спонсорским контрактам и зарплатам игроков. Как правило, зарплату мы вынуждены платить уровнем не отстающую от мировой, а спонсорские деньги получаем как для России. Или как часто говорят, зарплату платим в долларах, а спонсорский контракт в рублях.

Киберспорт похож на спорт не только основными параметрами, но и теми, которые обычно остаются за кадром. Прежде всего это возраст. 25 лет в практически любом виде спорта — это уже пенсия. Киберспорт не исключение. К этому времени киберспортсмен теряет самое важное в компьютерных играх — скорость реакции. И зрительной, и моторики рук. Есть ли понимание у учеников вашей школы, что киберспорт это такой же серьезный вид спорта, что если он начинает в 14-15 лет, то у него лет 10 на всю его киберспортивную жизнь? Дальше либо в тренеры, либо в комментаторы. На WCG 2002 Алексей uNkind приехал, взял первое место по Q3 и после этого исчез в никуда, дав предварительно интервью о том, что киберспорт не имеет будущего и нет смысла им заниматься. Почему я это спрашиваю? Вот представь школьника, он зависит от родителей, если он ходит к секцию по футболу, то родители довольны, хвалят его перед знакомыми, а отношение к сыну «киберспортсмену» в сознании многих на уровне «целыми днями за своими компуктером сидит».

Как вообще родители ваших учеников относятся к киберспорту? Приходят поболеть? Были ли случаи, когда ваш ученик экономил на завтраках, тайком учился в вашей школе, а потом поехал и завоевал медаль и отношение родителей изменилось к увлечениям сына/дочки?


Выстраивание взаимоотношения с родителями — это наша первостепенная задача, невозможно иначе. Родители должны понимать, принимать, ощущать пользу от занятий. Еще раз скажу, что многие не рассматривают посещение кибершколы, как путь на сцену и миллионам (я о родителях). Дети в любом случае играют, но когда они посещают кибершколу, ты знаешь, что твой ребенок под присмотром. С ним занимается тренер, и это контролируемый и полезный процесс, который плодотворно влияет на твоё чадо. А сами дети особо не парятся, что в 24-25 их спорт закончится, да им и не надо парится. Ведь всегда есть исключения (привет Даниил Игоревич, ака ZEUS, ему 31).

Многие киберспортсмены стримят и вообще ведут активную социальную жизнь. Как ты думаешь, способствует ли это популяризации киберспорта? Сейчас и обычные спортсмены начали вести инстаграмы и быть ближе к болельщикам.


Трудно однозначно утверждать, способствуют ли стримы развитию компьютерного спорта. С одной стороны да, с другой это не совсем турниры, и даже не тренировочный процесс, зачастую это как раз таки фан, угар. Поэтому если мы говорим про стрим с полезной качественной информацией — я бы согласился, что это развивает именно спортивную составляющую, а вот развлекательный контент, это как видосы про Мамаева и стул — сильно это развивает футбол?

Я немного о другом. Представь футболиста местного уровня, не Роналду. В условном 2000 году ты как поклонник мог увидеть его на стадионе или где-то при выходе из автобуса по дороге на стадион. Компьютерные игры же изначально в интернете, где условному Зевсу ты можешь написать в ПМ. А он может общаться с тобой и тысячами поклонников в чате твича или на трансляции. Спортсмен расположен совсем близко к своей аудитории. Запусти браузер и вот он. И рассказывает не как ходил в театр, а показывает как он играет, что делает, иногда даже разжевывает все. В большом спорте такого нет.

Конечно, если мы говорим именно о работе с фан.базой, то все намного интересней и есть тонна возможностей для реализации.

Какие преимущества у киберспорта перед обычным спортом?

Что касается преимуществ, на мой взгляд:
  • Это ближе к духу времени:
  • интерактивно
  • доступно
  • онлайн
  • не надо 10 лет потеть, чтобы добиться успеха(намного ниже порог входа в про-сцену)

и самое главное: Компьютерный спорт практически единственный вид спорта, в котором люди с ограниченными возможностями могут участвовать на общих правах в общих зачетах, а не в отдельно организованных мероприятиях.

А еще тут нет мельдония и вообще любой допинг только вредит. По мне киберспорт ближе к честному спорту, чем обычный спорт, где давно идет борьба фармакологии.

Ну фармакология и сюда сует свои руки. Уже есть международные скандалы и дисквалификации и проверки на допинг на турнирах. Без этого все же никуда.

И лично я думаю, что скоро будет интереснее смотреть чемпионаты по киберспорту как раз из-за того, что они динамичнее, красочнее. справедливее и доступнее, чем обычный спорт. И когда-то самая топовая рекламы будет на Интернешнл, а не на Супербоуле.

Я знаю, что ты весьма плотно и разнообразно связал свою жизнь с компьютерными играми. Ты не только играл в игры, но и руководил кланом и даже разрабатывал игры. Но с разработкой, как я понял, не особо вышло, хотя прототипы я видел и ждал битвы кораблей на Unity. Почему не получилось быть разработчиком, что самое сложное в этом бизнесе?


Разработка, очень трудоемкий процесс, на самом деле, всегда проблема была в недостатке финансирования. И как бы я в очередном проекте не старался заложить все риски, все равно мы выходили за рамки бюджета. Уж не знаю, лично моя это проблема или в целом процесс создания игры, это не дом построить, в котором ты можешь точно посчитать все до гвоздя, и до килограмма. Тут очень творческий процесс, на этапе планирования ты не знаешь какое решение сколько времени займет. Ты можешь только предполагать, но я не оставил эту идею. Совсем скоро стартует бета-тест игры «Иллюзия власти» illusionofpower.online/game

Здесь я бы предпочел отвечать не про коммерческий успех и перспективы, а все таки о собственном интересе. Мне всегда было важно развитие молодежи, я и игры стал делать, только для того, чтобы общаться с молодежью на их языке, так сказать доносить им нужную информацию и смыслы доступными способами. В проекте «Время Ангелов» это очень даже получалось, но это не имеет ничего общего с коммерческим успехом. Потому что мы отказывались от проверенных и выгодных фишек в пользу скрытого смысла и правильных идей.

Игры, в которых есть спортивная составляющая, мне сейчас нравятся больше чем ММО, потому что изначально к ним отношение более зрелое и более правильное. Все таки в ММО зачастую заходят отдохнуть и им нужно развлечение, вспомним хотя бы Безпредела, о каких смыслах может идти речь)))

Сейчас я бы наверно задумался над мобильной игрой с киберспортивной составляющей.

К сожалению, я не вижу в сфере мобильных игр возможности киберспорта. Потому что очень важный аспект в играх на мобиле — управление. Оно хуже, чем на ПК. Даже хуже, чем на консолях. А киберспорт это руки и голова. По сети вместо мобильного устройства у противника может быть условный bluestacks/nox(это губит мобильный PUBG). А зрелищность матча на LAN арене, где игроки водят пальцем по айфону — такое себе.

Да просто в моменте, мы видим адаптацию традиционных игр на мобилу, но ничего не мешает ирать в hearthstone или artifact на мобилах. А зрелищность трансляции — вопрос кастеров.

Никто не мешает играть на телефоне и в шахматы, но пусть даже мы назовём это спортом, это мало добавит равенства и зрелищности. Турнир по шахматам по сети после победы DeepBlue над Каспаровым — вообще такое себе.

Никто и не говорит, что сегодня это круто и развито, но я бы занялся, есть идеи, которые можно постараться реализовать.

При слове киберспортсмен какой или какие ники ты вспоминаешь? А если смотреть через историю, то какие ники в прошлом (или настоящем) сформировали в тебе образ профессионального геймера или киберспортсмена?

Мне сложно ответить, потому что я слишком много в этом общаюсь и провожу времени, выделить кого-то одного будет не правильно. Образ спортсмена, я наверно сам себе создал, исходя из ряда параметров, потому что этому мы учим в школе. И каждый ученик так или иначе дополняет этот образ.

Хорошо, вернись, как говорят рэперы, в свой 2007-й, кто в том году для тебя был синонимом киберспортсмена?

Боюсь даже вспомнить, но познакомился я с киберспортом на форуме в обсуждении Virtus Pro и там звучали ники Lex, F_1n, Snoop, тогда мы завидовали парнягам, что они играют и такие бабки зашибают)

Спасибо за интервью. Так вышло, что ты занимаешься вещами, которыми я бы занимался сам, если бы ушёл с рельсов своей штатной работы — создание игр, организация киберспорта и преподавание. Поэтому я могу совершенно искренне пожелать тебе успешных свершений во всех твоих начинаниях. Рад, что хоть кто-то занимается продвижением киберспорта по правильному пути.

Спасибо тебе огромное, за очень интересные вопросы, не обычные и я бы сказал «толковые». Всегда приятно когда интервью это общение двух понимающих людей а не разговор глухого с немым.



p.s. Это не «джинса» и не помощь соклану с пиаром по старой дружбе, я сам заинтересовался темой киберспортивной школы и написал Вове, хотя мы давно не общались.
p.p.s. Я родился к г. Краснодар, хотя никогда там не жил. Символично, что в этом городе Сергей Галицкий взял и создал свой футбольный клуб Краснодар, построил для него стадион и огромный парк для краснодарцев вокруг стадиона. Он сделал все сам, так как хотел сделать для себя и для людей. В Краснодаре уже был ФК Кубань, который был одним из старейших клубов в СССР, а в 2018 году стал банкротом и расформировался. А созданный и управляемый бизнесменом Галицким ФК Краснодар за 3 года (2008-2011) вышел и уверенно закрепился в премьер-лиге, выходя в евро-кубки. Может и у ребят получится повторить подвиг ФК Краснодар и создать действительно уважаемую коммерческую федерацию киберспорта, которая будет доказывать эффективность победами, а не воровством бюджета, как часто бывает, к сожалению, при взаимодействии с государством у нас. И Галицкий не просто команду ФК Краснодар создал, он создал спортивную школу прежде всего.

Похожие публикации

Тут ничего нет

27 комментариев

basta4ya
всё сугубо имхо.
время не то, все эти местечковые команды, это дно-днищенское, я даже не знаю, это как ходить в городской шахматный клуб например, да, там есть пара-тройка играющих на международном уровне МСов, но они даже теорию современную не знают, это как учиться играть в шахматы по книгам 60х годов(там практически вся теория на современной практике ошибочна)
Интернет слепил из всех людей огромный комок, зачем мне слушать какого-то чудака в шахматном клубе если я могу прекрасно посмотреть лекцию от чемпиона мира? зачем мне его кривая игра и не верная трактовка позиций?

второй момент, я довольно долго работал в 2000х в компьютерном клубе, знал всю тусовку городскую.
были отдельные люди которые играли на очень высоком уровне, состояли в кланах и уже в те времена получали хоть и маленькую, но зарплату. Были ли эти кланы местечковыми? разумеется нет, ребята со всей рашки собирались, толковым можно было получить халявный билет на cамолет и проживание на том же WCG. Вот скажи есть таким смысл иметь в своем городе какую-то команду? нет, интернет, интернет, интернет.

третий момент, посмотри на доблестных корейцев гнущих весь мир, по какому принципу там организовывались команды? отбирались лучшие по всей корее, собирались в кучу. Должен выполняться принцип — каждый игрок может что-то дать своим сотиммейтам, каждый уникален в чем-то. У них это реально хотя бы потому, что можно иметь зарплату.
Вот когда School 753 сможет собирать игроков по всей рашке, оплачивать им проживание, питание и т.д. тогда и можно о чем-то говорить, сейчас же это фарс какой-то.
1
Romulas
У киберспорта есть потенциал стать местечковой штукой. Той, которая отчасти уже утеряна была после совка — районные команды, районные зрители, вот это вот все.
1
Coven
Интернет слепил из всех людей огромный комок, зачем мне слушать какого-то чудака в шахматном клубе если я могу прекрасно посмотреть лекцию от чемпиона мира? зачем мне его кривая игра и не верная трактовка позиций?

Потому что обучаясь один ты потратишь на разбор партии / позиции / приема больше времени, чем если бы ты был с другими такими же перцами, которые тоже хотят научиться (не говоря уж о тренере / учителе), и многого бы так и не понял. Это для всего так — и для шахмат, и для математики, и для актерского мастерства, для всего вообще. Есть индивидуальные особенности, да, но в подавляющем большинстве случаев обучение в группе эффективнее, чем в одиночку, и разница в эффективности очень велика.

Никто у тебя Интернет не отбирает — естественно надо там почитывать, посматривать, спрашивать / общаться, это само собой. Да, самому можно до многого дойти. Но когда ты можешь делать это не один, а кооперируясь с другими людьми, вы вместе двигаетесь намного быстрее, концентрированнее и качественнее. Конечно, если организация процесса правильная — ну так затем и люди, которые этим занимаются.
0
Jolly
Безусловно я также реально смотрю на вещи и у меня есть большая доля скепсиса. Первые WCG меня также застали в компьютерном клубе. Для нас имена типа uNkind или Cooller были легендами, с которыми кто-то как-то из туссовки был шапочно знаком, бухал или просто общался в аське. Ходили легенды как какой-нибудь безумный русский LeXeR ехал в США к тетушке, договаривался на месте и занимал чей-то слот на quakecon (где в 2002 были одни американцы по сути) и выигрывал его, привозя домой десятки тысяч долларов.

Все, что считается сейчас крутой киберспортивной организацией в своё время было либо клубом компьютерным (привет m19), либо какой-то богатей, любитель контры проводил Арбалет кап, а затем создавал команду Na’Vi.

Я понимаю о каких жерновах отбора ты говоришь. Но я понимаю и путь Forly. Спортивные секции — это путь к достижениям. Когда у тебя в каждом дворе хоккейная коробка, то ты будешь добиваться успехов и на мировой арене. Когда у тебя каждый второй чернокожий американец (кто не сидит в тюрьме) бегает в баскетбол/стритбол на кольце в своём дворе, то и твой чемпионат будет лучшим на планете. Инфраструктура нужна. Китайцы сейчас олимпиады выигрывают из-за того, что они подошли к вопросу систематически. Если люди по типу Forly реализуют задуманное и дадут простым смертным игрокам правильный старт в киберспорте, то будут результаты. Это не отменяет того факта, что самородки в киберспорте все равно будут, но уровень растёт, нельзя стать чемпионом мира по спортивной гимнастике просто садясь на шпагат в квартире, это огромный труд. Также и кибершколы пройдут долгий путь к тому, чтобы их программа стала системной и изменила индустрию. А так да, мы все немного или много мечтатели.
0
Coven
Вообще, по поводу мысли, что все это в условном Краснодаре — фарс, у меня есть два соображения:

1. Соглашусь, что в любом городе России заниматься киберспортом хуже, чем в Европе / Штатах / Корее и похожей на нее Азии. Потому что это, блин, Россия, тут у нас ни законов, ни бизнес нормальный делать, ничего. Да у нас вообще в понедельник могут взять и запретить весь этот киберспорт, а организаторов мероприятий оштрафовать за пропаганду чего-нибудь. То есть — да, в России лучше заниматься чем-нибудь более традиционным и менее отсвечивающим. Но если бы мы говорили не о Краснодаре, а о каком-нибудь Франкфурте, то все было бы нормально.

2. Киберспорт — спорт, да, но он имеет огромный минус по сравнинию с традиционными видами спорта в том, что киберспорт менее устойчив, менее долговечен. Вышла игра — идут чемпионаты. Но будут ли идти чемпионаты и через десять лет — большой вопрос. Да, есть игры, в которые соревнуются уже довольно долго. Но каков их запас прочности по времени — непонятно. Старкрафт 1 был, был, был, а потом поапгрейдился до Старкрафта 2, с большими изменениями. В результате Старкрафт 1 сильно стух. А рано или поздно и час Старкрафта 2 пробьет. То же самое с шутерами, да и с мобами потихоньку изменения наступают. Все это мешает серьезно вкладываться. Хоккей — он и есть хоккей, а киберспорт сильно меняется.

Вообще, вот прямо как способ зарабатывать деньги, играя в команде, киберспорт рассматривать я бы не стал. Но я и про традиционный спорт скажу то же самое — это плохая карьера. Но как хобби — вполне.
0
Jolly
Самое важное в киберспорте — умение понимать процесс. Для этого нужен анализ демок, отработка взаимодействия в команде и тд. Когда твоя команда это твои товарищи по школе/двору, а из 5-ки нормально играешь только ты, то это сложно. Если говорить про сетевую игру, то тоже энтузиазм 1-го члена команды падает или мамка отбирает кабель питания и все, прощай команда. В школе же ты играешь с равными, с людьми, с которыми никогда бы не познакомился иначе, скорее всего. Играешь правильно и регулярно. Обходя многие «детские ошибки»
0
Romulas
Спасибо за интервью, это очень круто.
1
Orgota
Интервью крутое. Киберспорт крут. Но для меня главное — чтоб он не вылезал из своих границ. А то теперь чуть ли не любой игрок в ПК считается спортсменом, спортивные принципы суют в любую ММО. Это я считаю неправильным.
Но если киберспорт находится в своей нише — ничего не имею против.
0
Coven
Вау! Отличное интервью! Спасибище, очень интересно. И вопросы прекрасные, и ответы, все по делу, просто праздник.
0
Rashid10
Отличное интервью. Форли молодец, успеха!
Сейчас киберспорт в принципе очень благодатная почва для бизнеса, а если это совпадает с хобби- мечта, а не работа)
Сам время от времени думаю влезть в эту нишу. Но не хватает мне амбициозности. Тяжело к чему-то стремиться, если в жизни и так всё отлично)
0
6uomacca
Это как — отлично?) тобой восхищаются женщины, уважают, или опасаются, мужчины. Ты незаменим как специалист, или эксперт в какой-то схеме зарабатывания немаленьких денег?) и знаешь, как это уберечь от всевозможных надзирающих и карательных ведомств? При этом твоя работа тебе нравится?) Или иначе может — просто собираешь какую-то дозу эфедры на своей делянке в горах, или ежедневную горсть соломки на своём огороде?))

Ну ещё можно жить на берегу Ганга, и затеряться в толпе медитирующих на свой пупок))

Рашид, я не прикалываюсь. искренне не понимаю) Для мужика любой рубеж каких-то достижений — это переход одного формата геморроя в другой, и если тащишь семью и кучу людей, которых обеспечиваешь работой, то слово «у меня всё отлично» пахнет канабисом и полным сходом с лыжни))
Ещё раз -прости)
0
Комментарий отредактирован: 30 ноября 2018, 23:27
Jolly
Жажда приключений на свою задницу либо у человека в крови, либо он пускается «в пляс» и сходит с проторенных рельс из-за конфликта в штатной сюжетной линии. Переезд, увольнение с работы, появление потребности в новых средствах. Нужно либо иметь характер, когда ты всегда готов быть в зоне конфликта, либо тебя из твоей зоны комфорта что-то или кто-то должен выгонять. А по-философски одновременно топлю за оба диаметрально-противоположных варианта. И за конфликт там, когда нужно конфликт (в смысле «вызов») и за комфорт, где комфорт предпочтительнее.

Перед тем как перейти с пост-студенческой работы эникейщиком-программистом в информационную безопасность, я думал пойти в геймдизайн, но Аструм Нивал (ныне команда Аллодов) меня не взял и я пошел по пути ИБ. Сейчас я в депрессии в части работы, так как мне ужасно скучно и я не вижу развития в рамках зоны комфорта. Нужно либо увольняться и идти на такой же профиль (а тут я и так оверквалифайд и тем же заниматься не хочу), либо идти в другое направление ИБ. Если бы я выбирал как сам хочу, то работал бы как Форли. Либо игры бы создавал, либо устраивал турниры по киберспорту и организовывал кибершколы. Вот бьюти-блоггеров вряд ли бы стал, хотя не был бы женат — вайны бы делал точно. Но боюсь сейчас уже поздновато делать вайны в 35 лет )))
0
vvkus_jizni
ВоуВоуВоу Форлик снало ГЛит в блесе а потом такой ну нафигзамучу свою тему сблекджеком
Интересно он до Блеса или после начали мутки? )
А так красавчик гл хф
0
Комментарий отредактирован: 2 декабря 2018, 22:54
6uomacca
на ммотыльке мат убрали.
0
Комментарий отредактирован: 2 декабря 2018, 22:30
6uomacca
Джолли, ленивый ммотылёк тебя просрёт, никто ничего не пишет и не отвечает на твои потрясающие заметки, не поддерживают ничем. Сэвен вписывает в новую работу, и ему тоже сейчас ни до чего, можно понять. Я тоже не пишу ничего — работа работа. Если ммотылёк сдохнет — то буду иногда писать у тебя на insane.su

Спасибо за огонь в сердце.
0
Orgota
Ну лично я ничего не могу написать кроме того, что мне киберспорт абсолютно не интересен. О чем я уже и написал выше :D
Ровно также мне не интересны все эти мелкие игрушки, про которые были последние статьи и Парки развлечений (айоны, теры, тесы гв2 и прочая казуальщина) — которые я считаю выморочными ММО.
Про истинные ММОРПГ тут не так уж и часто пишут, кроме того, что они умирают :) и пора значитсо переходить на что-то попроще. Но я лучше вообще перестану играть в компьютерные игры. Я как-то не представляю себя бегающим с петом вприпрыжку по дейликам.
Хотя на минуточку, ресурс называется ММО ток, а не сессионка ток :)

А вот почему тут не пишут любители киберспорта и ПвП арен, хотя темы самые для них животрепещущие я сам без понятия.
0
Orgota
Хотя нет. Я все же буду время от времени гамать в шутерки. Покупать самые дорогие танки, золотые снаряды, объединяться с командой точно таких же донатеров и нагибать всех этих доморощенных спортсменов. Ибо бугурт спортсменов бесценен!

Да, примитивные ПвП арены победили, а виртуальные миры никому не нужны. Да, торговцы, исследователи, крафтеры, воины, политики из онлайн игр исчезли. Остались только одни спортсмены в одинаковых унылых спортивных штанах. Но я хоть их потроллю немного своим «неспортивным» поведением :)
0
Jolly
Ну что поделать, если 99% даже ММО игр тобой не называются ММО. Писать только про одну ЕВУ и пиратские сервера УО такое себе.

Это ресурс для общения. Изначально об ММО мирах и играх. Но в целом это просто площадка для дискуссий. Свободная от идиотизма
0
Orgota
Ну что поделать, если 99% даже ММО игр тобой не называются ММО. Писать только про одну ЕВУ и пиратские сервера УО такое себе.
Большинство из того, что называется ММО не соответствует этому термину по большинству критериев. Я ж не могу считать за ММОРПГ сингплеерные игры с искусственно прикрученым кооперативом. А так то и Ворлд ов танкс называется почему-то ММО, хотя оно скорее космический симулятор :), чем ММО.

Это ресурс для общения. Изначально об ММО мирах и играх. Но в целом это просто площадка для дискуссий. Свободная от идиотизма
Ну я просто ответил за себя, что по большинству тем мне писать абсолютно нечего, по тому, что я таким никогда не интересовался. А писать про ММОРПГ вроде как незачем и глуповато даже. Зачем когда они и так уже вымирают?
0
Комментарий отредактирован: 3 декабря 2018, 13:04 (2 раза)
Jolly
Ну почему же. Можно писать на какие-то общие темы и ностальгировать в дискуссиях с другими посетителями. Про ММО или просто игры/индустрию — не важно.
0
Orgota
На общие темы, точнее про свое отношение к сорокалетним женщинам я уже писал и у Севена от этого «волосы дыбом встали», по его же словам. :)
А ностальгировать про игры я не люблю. Игра должна быть здесь и сейчас, или в крайнем случае в ближайшем будущем, но ни как не в прошлом.
.
Писать про внутриигровые события — мне тоже не интересно.Я люблю заниматься анализом ММОРПГ. Как бы дико это не звучало.
0
Jolly
Orgota, так вышло, что:

1. Ты все равно пишешь.

2. Ты тут не один.

Но это секрет, т-с-с, никому, ок?
0
Orgota
Когда меня просят высказать свое мнение — я высказываю свое мнение.
Когда меня не просят высказать свое мнение — я высказываю свое мнение. :D

В этом я вижу суть общения и единственный смысл что-то где-то в интернете писать.

Если у кого другие интересы — пусть он пишет про свои интересы. Если кто со мной не соглдасен — пусть он со мной спорит.
0
6uomacca
Оргота, и правда, здесь же не про ММО-только))

Нас мало, и если ограничиваться только играми, и только ММО, да ещё в твоём (и моём) исполнении, то здесь вообще будет как переписка бутылочной почтой))

Я читаю, что нарыл Джолли, по любым играм. Основной мотив — найти поиграть во что-то вместе с детьми.
Джолли как промышленная драга просеивает килотонный пустой породы, и находит золото)

И нашёл даже для себя -
0
Комментарий отредактирован: 4 декабря 2018, 14:14
Jolly
Я тут залип на прохождение Darksiders 1, плюс ещё одну игру, уже для игры с ребёнком. И ещё несколько есть. Пока не доберусь чтобы пройти. Там что darksiders 16 часов геймплея только на ютубе (я раза в 2 больше играю по ощущениям), что вторая игра часов 6. И ещё несколько детских висит в вишлисте, скачал, но не запускал. Но скоро будут обзоры. Просто решил пока не частить с ними
0
6uomacca
Beholder.

«Дом в тысячу этажей» Яна Вайсса, «Рукопись, найденная в ванне» Лема, «Улитка на склоне» Стругацких — такая вот атмосферка)
И играя в такие игрушки, совсем даже не «по Орготе» — всё равно, как минимум, воспитываешь у себя вкус и чутьё на качественный продукт))

И на простейшем движке Beholder можно сделать полноценнейшую песочницу, перемещение не только X,Y но и в «глубину», разворот картинки на 90 град…
Ну это как мастер-класс, Оргота)
0
Комментарий отредактирован: 4 декабря 2018, 14:41 (2 раза)