Игры и Рынок в 2019 (Куда Все Катится)



С конца 2018 прошло несколько месяцев и начали появляться некоторые итоги анализа игрового рынка.

Схематично изложу общую картину для Запада. Думаю, она многих удивит.



Начнем с базы. В современном анализе игровой рынок принято делить на три сегмента: мобильные устройства, персональные компьютеры, консоли. Как уже сообщалось ранее, доля мобильных игр в последнее время выросла настолько, что сравнялась с играми для персоналок и играми для консолей вместе взятыми.

Второе важное базовое соображение — рынок поделен географически. В первом приближении можно говорить о двух частях — Азии и не-Азии. В Азии свои традиции, в не-Азии (условный Запад плюс Южная Америка плюс Россия плюс еще немного отовсюду по мелочи) свои. Разница между частями во многом — в популярности жанров, в монетизации, в платформах, в ожиданиях игроков. Как сказано выше, последующие сведения и рассуждения касаются Запада. Они могут служить хорошим приближением для не-Азии, которая в общем случае повторяет все, что происходит с Западом с некоторым временным лагом.

Итак, что же у нас происходит с играми на Западе. А вот что:

Первое.

Размер рынка в деньгах увеличивается и существенно. Во многих странах количество средств, которые люди тратят на игры, сейчас превышает количество средств, которые они тратят на видео и музыку — со всеми нетфликсами и айтюнсами (iTunes). Однако процент людей играющих в игры не растет, а снижается.

Для конгломерата США + Канада + Австралия + Великобритания, проценты играющих по платформам выглядят так:

  • Мобильные игры — в Q4 2017 играли 36%, а в Q4 2018 только 34% (в абсолютном выражении спад тут скорее всего был медленнее, а возможно был даже маленький рост, но потеря 2% от 36% — это, конечно, существенно).
  • Игры для ПК — в Q4 2017 играли 35%, а в Q4 2018 только 26% (огромные потери).
  • Игры для консолей — в Q4 2017 играли 23%, а в Q4 2018 только 21% (нефатальные, но ощутимые потери)

Количество игроков снижается. А прибыли растут. Почему? Потому что средняя сумма на игрока растет. Игроделы учатся извлекать деньги из карманов игроков все лучше и лучше. А база игроков потихоньку охардкоривается. Понемногу в играх начинают оставаться в основном те, для кого игры являются серьезным хобби. Они готовы тратить на игры больше, чем те, для кого игры менее важны (и ничего плохого в этом нет).

Второе.

Но почему количество игроков снижается? Неужели это вина игроделов? Что, они слишком аггрессивны или недостаточно инновационны?

Похоже, что все проще. В то время как проценты играющих снижаются, проценты участвующих в смежных занятиях повышаются. Конкретно, очень сильно увеличивается количество людей, которые не играют сами, а смотрят игровые стримы и игровые видео. Например, турниры. Или просто конкретных людей, которые сегодня играют в одно, завтра в другое, а послезавтра смотрят мемы и разыгрывают призы (да, я знаю, я тоже считаю зависания на таких стримах пределом безделья и бесполезности, но… игры по полезности тоже не блещут, так что камней в огород не кидаю).

С чего росли игры в последние десять лет? Речь не о техническом прогрессе с Интернетом и смартфонами у всех — естественно фундамент роста там — а о том, почему в результате этого технического прогресса росли игры. Потому что людям хотелось занять свободное время. В 90е люди, условно, читали блоги, слушали подкасты, лупили друг друга на форумах. Потом были торренты с фильмами и сериалами. Особнячком гордо стоит порнуха. Потом социальные сети, чатики в скайпах и вайберах. Где-то там в середине расцвели игры. Внезапно стало нормально играть в игры каждый вечер, даже и часами, даже иногда и днями, покупать горы игрового железа. Или, позже, идя в середине рабочего дня на обед, вытаскивать из кармана мобилку и собирать ежедневные кристаллы. Все это — просто разные способы занять себя в свободное время. И сейчас игры начинают уступать свою долю в разделении этого свободного времени всему остальному — прежде всего игровым стримам и игровому видео.

Я как-то высказывался на тему, что игры — это скорее всего временный преходящий феномен. Так вот. Похоже горизонт этого феномена не так и далеко. Само собой, будет еще очень и очень много разных игр. Объем рынка, наверное, еще увеличится. Но характер занятия меняется. Из общего развлечения игры постепенно переходят в нишу для прожженных фанатов. Как аниме. Все серьезно, свой мир, свой жаргон, платишь много, знаешь много, требуешь много, непогруженные — нубы. А ты для них — фрик.

Похожие публикации

17 комментариев

Coven
Дадада, затравочный коммент, куда же без него. Будем чтить традиции.
0
Santyaga
хотелось бы анализ по России в первую очеред, западные проблемы пусть западенцы и решают)
0
Coven
В России обычно повторяется все то же, что и в US / EU, просто с небольшим запозданием. В отношении игр мы гораздо больше похожи на запад, чем на Азию.

Традиционные национальные особенности примерно таковы — у нас довольно высокий уровень компьютеризации (хотя и не выдающийся, у нас тут был задел и мы шли почти вровень с самыми высокоразвитыми странами, обгоняя остальных, этот задел постепенно сокращается и остальные нагоняют). У нас невысокий средний чек. Более сильные предпочтения ф2п платным вещам. Есть некоторый уклон в сторону более сложных игр, того, что требует подготовки. Стратегии, например, идут лучше, чем в других местах.

Вот несколько цифр для сравнения России с остальными странами:

#1 Китай — 850 мил онлайн (60%) / 37945 мил долларов рынок, средний годовой чек (очень грубо) 45
#2 США — 265 мил онлайн (81%) / 30411 мил рынок, средний годовой чек 114
#3 Япония — 127 мил онлайн (100%) / 19231 мил рынок, средний годовой чек 151 (лол, ну еще бы)
#5 Германия — 76 мил онлайн (93%) / 4687 мил рынок, средний годовой чек 62
#11 Россия — 113 мил онлайн (78%) / 1669 мил рынок, средний годовой чек 15 (вот, тут все не очень)
#13 Бразилия — 142 мил онлайн (67%) / 1484 мил рынок, средний годовой чек 10 (вот тут как мы)

Все деньги в долларах.
0
Комментарий отредактирован: 1 марта 2019, 18:14 (3 раза)
basta4ya
кстати да, бурги в своем котле.

имхо, мобилочки умрут куда как быстрее ПК игр, уж слишком они простенькие и однообразные, да и управление убогое.
С проблемами аналогичными ПК они уже столкнулись, не все меняют смартфон каждый год, многие уже играли на ПК через всякие там блустаки в новинки, но игра через эмуляторы это такая себе идея, она на нет быстро сойдет, и мобилочки столкнутся со стеной — что то крутое идет на 5% смартфонов, а остальное настолько убого, что в него не играют.
0
6uomacca
… игры — это скорее всего временный преходящий феномен…
Потому что людям хотелось занять свободное время.
Из общего развлечения игры постепенно переходят в нишу для прожженных фанатов


Наверное да, так. Но хочется немного возразить)

Никогда не было свободного времени. Но — мы живём, в сухом остатке, для получения эмоций. Добился результата — получил порцайку дофамина-серотонина. И для меня игры были ловушкой — позволяли получить все те же эмоции за гораздо быстрый цикл «усилие — эмоциональное вознаграждение». И это «гораздо» — не в десять раз быстрее, а даже поболее.

В чём здесь плохое. Буду писать всегда — для меня) так как заметил, что часто сильно не попадаю в такт мнению приятных мне людей.
Плохое в играх в том, что они впускают в мою жизнь хаос. Децентрализуют усилия в реальной жизни, направленные на запланированные результаты. И в тяжёлых случаях игрозависимости убивается возможность получать аутентичный кайф от реальной жизни. Мозг нащупал легкий способ получать впрыск нужной биохимии, и плотно становится в эту колею.
Мог бы написать — садится на эту иглу. Но не сравниваю игры с наркотиками и алкоголем, и прочими способами измененеия сознания. Так как пару раз испытал в игре ярчайшее, восхитительнейшее приключение, с полным погружением и уважением и ненавистью к игровым персонажам)) Ну и то, про что пишет Орготик, за что его и люблю, саспенс и всё такое.

Ира может быть даже посильнее, чем секс, или когда ты спускаешься по склону на лыжах, когда все вокруг, как сон наяву. Или сказочно прекрасный коралловый риф в аквамариновой глубине, и ты в акваланге висишь над ним, как муха в янтаре.
Игра может быть сильнее по эмоциям, чем кайф в реале. Я видел, давно, полторы таких, язык не поворачивается сказать игры, таких мира, ещё на заре игропрома. Сейчас делают говно на лопате, ну оно и к лучшему, для меня.


И вот ещё, бог вроде бы создал нас по своему образцу и подобию — и это ещё и кайф от создания вселенной, пусть даже цифровой.
Синдром бога игродела) Ну я про песочницы) Сделать мир, который вдруг заживёт своей жизнью.

Лет пятнадцать назад я задумал заработать денег, чтобы начать спокойно делать то, что единственное меня захватывает по-настоящему — создавать игры. Работал как лошадь, и позволял себе играть лишь затем, чтобы видеть всё стоящее, разные игровые механики, внутриигровую синергию тех хороших игрушек, что появляется время от времени. И чтобы потом не изобретать велосипед.
Но настоящие песочницы типа EVE или Хафена буквально разваливали мою жизнь, разделяли сознание.
В жизни всё подчинено какому-то общему стержню. Спорт, здоровье, нормальный внешний вид — те же самые бизнес-факторы, и ни коем образом не мешают работе. И работа не мешает быть огурцом-молодцом, и заниматься каким-то хобби, которое органично дополняют схему зарабатывания денег.

Но игры, которые захватывают полностью — это катастрофа. Это разделение головы на два никак не связанных мира.
Сидишь утром на совещании-пятиминутке, и вместо того, чтобы слушать, рисуешь оптимизацию фита кораблика в EVE, ну как простенький пример. Или утром надо бы побегать 20 минут до работы, а ты лег спать из-за игры два часа назад, и одна только мысль — кому бы чёрту или богу дать денег, чтобы все о тебе забыли на часов десять, и провалиться в сон. Какое там побегать.
Децентрализация усилий, хаос. Бессонные ночи в поиграшках и работа «на отъебись» в реале, лишь бы в голову не прилетел кирпич штрафов за плохую работу.
Зашел в Хафен две недели назад, соблазнился на новый переработанный мир, и стал спать по пять часов, с опухшими лодыжками и резью в глазах)) Так как и работаю тоже сидя, и часто по 10-12 часов. И еще игра. А в сутках всего 24 часа.

Весь таймменеджмент, как бы это пафосно не звучало, летит прахом, буквально в пору пойти в клуб анонимных игрозависимых, здравствуйте, я закатился под плинтус лампового виртуального кайфа))

Ковен) я ни разу не играл в игры от того, что просто было свободное время)
1
Комментарий отредактирован: 2 марта 2019, 08:26
Coven
Про свободное время мне надо было написать точнее — речь не о том, что у людей было много незанятого свободного времени, и это время было занято играми и прочим, а о том, что за свободное время идет постоянная конкуренция и игры смогли много отжать у прежних хобби. Сейчас игры в свою очередь начинают понемногу уступать уже другим вещам.

Вот это сильно резонирует:

> Плохое в играх в том, что они… децентрализуют усилия в реальной жизни
> Сейчас делают говно на лопате, ну оно и к лучшему, для меня.

У меня так же. :-)

Хочешь большой и красивой любви, чтобы игра была многогранной, интересной, чтобы надолго — и в результате 99.9% игр не удовлетворяют высоким требованиям, а оставшийся 0.1% который вроде бы удовлетворяет *буквально страшно начинать*. А вдруг будет плохо — тогда потратишь много времени и нервов. А вдруг будет хорошо — тогда вообще финиш, а ну как занырнешь туда так, что реальная жизнь начнет трещать? То есть, мозгами понимаешь, что наверное ты себя удержишь все-таки, не маленький (хотя...), но… так что я тебя понимаю тут полностью.

Действительно впору клуб открывать Геймерс Анонимоус — здравствуйте, я играл в ВоВ двенадцать лет, сейчас уже три месяца чист, не начинайте — держись, братан.

Хорошо, что так не у всех.
1
Комментарий отредактирован: 2 марта 2019, 09:14
Orgota
Да, игроки, особенно увлеченные, тратят на ММО огромное количество своего времени, что плохо сказывается на их бизнесе, работе и материальном достатке в реаллайф.Вот поэтому игра должна компенсировать хотя бы часть затрачиваемого на нее времени деньгами — реальной валютой.

Но откуда же игре взять на это деньги? Не разработчики же будут выплачивать из своего кармана? Нет. Для этого и нужно РМТ. РМТ — это когда одни игроки оплачивают усилия других игроков в игре. Для чего это нужно донаторам? Есть несколько категорий игроков, которые могли бы согласиться оплачивать прямо или косвенно другим игрокам время, проведенное в игре.
Например это ПК, любители ганка, грабежа кОрованов и прочего контента основанного на охоте на мирных игроков. Обычными стимулами мирных игроков завлечь в такую игру сложно (хотя можно если очень постараться). В результате часто ММО с свободным ПвП и фуллутом превращается в ганкобокс. То есть в такой онлайн мир, в котором остались только ганкеры.

Так вот, любители ганка могли бы согласиться стать донорами для такой игры, в которой бы они развлекались, гоняясь за мирными игроками, грабя их, разрушая хозяйственные постройки, вытаптывая поля и др. По тому, что ганкеры не могут не понимать, что по другому они свою игру мечты вряд ли получат. А так, в ММО проданаченной ганкерами, мирные игроки получают сверхстимул в виде возможности вывести деньги в реал, что оправдывает их, мирных игроков, риски и затраты времени в игре. Ганкеры, в свою очередь, получают намного больше «целей» и своего любимого контента (грабежи, убийства, насилие). За реальные деньги, да. А как иначе?!
.
Мирные игроки становятся таким образом аниматорами. Фактически внештатными работниками компании, выпустившей ММО, чья цель развлекать клиентов — игроков ганкеров.
Можно по разному организовать способ передачи денег за риск от клиентов-ганкеров, аниматорам-мирным игрокам. Конечно, не прямая передача денег «из рук в руки, это было бы не интересно и лишало бы „интриги“. :)
Ну вот например, можно тонким слоем распылить в игре ресурсы, за которые игра, через определенных НПЦ, выплачивала бы реальные деньги. И продавать индульгенции, смывающие карму и другие отрицательные последствия преступлений в игре. Вырисовалась бы схема — фармеры идут на риск, охотясь за ресурсами, а ганкеры охотятся на фармеров, смывая потом свои грехи покупкой индульгенций за реальные деньги. Не купил индульгенцию — сам стал аниматором и вот уже за тобой самим охотятся другие игроки, антипираты.
Как то так.
1
Комментарий отредактирован: 2 марта 2019, 19:50 (2 раза)
Romulas
И для меня игры были ловушкой — позволяли получить все те же эмоции за гораздо быстрый цикл «усилие — эмоциональное вознаграждение».

Это, кстати, ответ о популярности всяких match-3. Можно представить, что это такой вид наркотиков…
0
6uomacca
Не знаю, можно ли сравнивать с наркотиком. Это скорее — поймать поток удовлетворения. В жизни надо потратить месяц, два, год, чтобы получить удовлетворение от результата. А в игре — день, два, неделю, чтобы получить те же ощущения.
Усилия несоизмеримо меньше, а плюшки, получаемые мозгом, те же.
Роман, есть и промежуточные варианты. Человек по нескольку дней делал сверку по заявкам и отгрузке оборудования вручную — и с помощью самостоятельно сделанной прожки сократил время до часа работы. Ему это понравилось, и он стал постоянно искать, куда бы ещё приткнуть софтину. Удовольствие от результата, от вида элегантного решения, от работающего продукта. в итоге- сейчас работает программистом. Поймал поток. Сказал, хрен с меньшей зарплатой, зато работа нравится. При этом его никто не пидарасит за непрофессионализм и несоответствие должностной инструкции. А чувство «кто молодец — я молодец» то же самое.
Это не наркотик, Роман. Кайф от результата, я где-то читал, как это по-умному называется, но сейчас притормаживет искать, ночь) наркотики -это другое.
0
Комментарий отредактирован: 4 марта 2019, 02:39 (2 раза)
Coven
Когда были популярны фермы (которые надо поливать пять-шесть раз в день, урожай же!) и, немного раньше, тамагочи, местами было и впрямь похоже на наркотики. Люди на телеконференции опаздывали, и в WC бегали по восемь раз в день, чтобы полить / собрать / покормить / зарядить, это был какой-то зомби-апокалипсис.

Сейчас все поспокойнее.

В этом плане иллюстративна история самого цепкого с точки зрения затягивания и высасывания соков игрового жанра — gacha (в мобильном воплощении это коллекционки с героями или каким-нибудь оружием, которого стопятьсот видов и получается гриндом плюс эвентами, упирающимися в итоге в рандомный шанс). В Японии еще в немобильных версиях этих gacha — у них там автоматы игровые есть — народ зависал так сильно, что пришлось принять пачку законов, которые пресекают совсем уж запредельные хищничества. А то семьи по миру шли и поезда останавливались слишком часто. Мобильные игры все подняли на новый виток. Там было еще больше денег и возможностей, и производители с криками ринулись туда. Для мобилок gacha — еще и идеально подходящий по формату жанр (делать в игре надо немного, вся суть в большущем метагейме). Все расцвело настолько, что мобильные gacha стали не только главным жанром в Азии, но перетекли на запад и, в общем, предьявляют претензии на первенство и здесь — пока матч-3 и похожие казуальные головоломки держатся, плюс royal battle подгребли, но кто знает что будет и кто останется сверху через пару-тройку лет.

Однако сейчас мобильные gacha далеко не такие зубастые, как раньше. Народ — в основном на западе, не в Азии, в Азии все еще часто топят по-черному — быстро понял что к чему и откровенный беспредел решительно не покупает, а покупает мягкие развлекательные варианты, в которых на тебя просто по умолчанию валится столько наград, что отсутствие редких вариантов не особо заботит. Азиатские разработчики реагируют на все эти настроения молниеносно, пока они делают разные игры для разных рынков, но возможно с течением времени gacha станут нормальными и в Азии.

Это еще одна иллюстрация того, что в играх постепенно остаются прожженные знатоки.
0
6uomacca
Поймать поток — непонятная фраза, разверну)

Всем знакомо удовлетворение от результата: прибить полочку в туалете. заплатить задолжности за все квартиры, наконец, за прошлый ещё год, заполнить идиотский опросник в банке на 28 листов, кто у тебя бенефициар, разблокировать счета на транзитных ооошках, сделать с ребёнком скворечник, свести статью с тяжких телесных на административку, съехать с горки на лыжах и не упасть, не потечь на следствии, нарисовать картину, сварить вполне съедобные щщи с первой попытки, чтобы почти как у баб, выполнить квест на получении какой-нибудь сраной справки в архаичном ведомстве, отстояв очередь, продлить разрешение на оружие, подогреть при этом участкового, за просрочку, рассадить цветы в новые горшки, так как старые они уже корнями рвут, убежать из-под расстрела, скача как олень по буеракам, раздирая лицо ветками кустов и не чувствуя боли — короче, получить результат.

Не знаю как у всех, но от чего зависит самооценка и внутренний комфорт. Моё мнение — полученный результат. Что-то получилось, можно потрогать, или просто красиво или красивое решение, или было сложно, но получилось. Все же знают это чувство — такое внутри типа кайфа, разве нет?
Но второй раз кайф от решения той же задачи уже меньше, и ставится задача сложнее — и тоже решается, получается такая цепочка, поток удовлетворения. Для меня это основная морковка перед осликом моего мозга.

А лежать на сплющенном матрасике спиной к батарее, в закрытой неделями квартире, перед блюдечком с сахаром и галлюциногенными грибами — это всё-таки другое. Но тоже хорошо, наверное.

Игры не наркотик, там сложнее.
0
Siddx
Все гораздо проще — играть сейчас не во что =) Конечно кто-то хавает орехи и готов играть в очередные рояли еще лет 10, но такие «казуалы», играющие в «танки» были всегда.

PoE и ARPG хороши от патча к патчу. то есть раз в несколько месяцев, а то и в пол года.

А рынок ММО тупо мертв уже сколько лет) Lost Ark — игра формата «Revelation» чисто на месяц, кто на Корее играл уже от нее тошнит.
Всякие Нью Ворлды и Коровфолы, ну извините, это не ММО, а какие-то гибриды, которые скорее всего останутся не у дел из-за того, что ни рыба ни мясо, или найдут себе такую же аудиторию извращенных ценителей. (Играют же и во всякие Арк Сюрвайвлы)

Все остальное, в красивой обертке и давно обещаннное, например игры формата Хроники Элирии или Стар Ситизен, уже скоро протухнет и пора будет выбрасывать.

Мобильные игры я смотрел, я пробовал, ну это совсем деградация, хз как Джолли там играл в эту ЛинейкуМ и как Хаосы в это играют поголовно, меня от этого воротит) Не спорю, на какое-то время залипаешь, ну потому что ты РПГ фанат, но потом после пары кружков дейликов уже и не хочется заходить.
0
Coven
Значит так, я тут сам не понял по какому поводу набрел на совершенно прекрасную статью про то, что сейчас происходит с играми если глядеть изнутри (вкратце — вопреки периодическим высказываниям о том, что разработчики, дескать, переливают из пустого в порожнее, игровые механики отупляют и вообще вот раньше-то было, а сейчас уже не то — все намного сложнее и почти совсем наоборот):

peka2.tv/blogs/a2chingiz/2018/12/27/problemy-igrovoi-industrii

Статья просто супер-класс с моей точки зрения. Она не совсем про рынок, но тем не менее. Рекомендую.

(А автора я, пожалуй, забукмаркаю и поищу позже, он, наверное и по другим поводам высказывался.)
0
Комментарий отредактирован: 15 марта 2019, 17:16
Romulas
Я склонен считать, что любая индустрия всегда ориентируется на самого тупого фаната в своей аудитории. Но это не проблема игровой индустрии, это проблема любой индустрии вообще. И в литературе, и в музыке, и в кино, всегда были люди, которые не просто считали, что раньше было лучше, могли это аргументировать.
0
Комментарий отредактирован: 16 марта 2019, 14:42
Imruk
Хорошая ссылка, правильная. А то мне лень было все это в ответ на статью набирать =)
Спасибо тебе, не ленивый человек
0
Coven
Пжл

(Да, статья классная. Я разделяю все, что она говорит — правда мне казалось, что мой текст ей не противоречит, а скорее наоборот, но это не очень важно. Других крутых текстов у автора я не нашел, но и ладно.)
0
Imruk
Статье может и не сильно противоречит, но в целом — при взгляде ИЗ индустрии — это как о закате проф футбола или олимпийских игр говорить.
0